Мазуты

Котельные топлива  применяют в стационарных паровых  котлах, в промышленных печах. Тяжелые  моторные топлива используют в судовых  энергетических установках. К котельным  топливам относят топочные мазуты марок 40 и 100, вырабатываемые по ГОСТ 10585-99, к  тяжелым моторным топливам — флотские мазуты Ф-5 и Ф-12 по ГОСТ 10585-99. В общем  балансе перечисленных топлив основное место занимают мазуты нефтяного  происхождения.    

Печное бытовое  топливо предназначено для сжигания в отопительных установках небольшой  мощности, расположенных непосредственно  в жилых помещениях, а также  в теплогенераторах средней мощности, используемых в сельском хозяйстве для приготовления кормов, сушки зерна, фруктов, консервирования и других целей.    

Требования, предъявляемые  к качеству котельных, тяжелых моторных и судовых топлив, устанавливающие  условия их применения, определяются такими показателями качества, как  вязкость, содержание серы, теплота  сгорания, температуры застывания и  вспышки, содержание воды, механических примесей и зольность.    

Стандарт на котельное топливо — ГОСТ 10585-99 предусматривает выпуск четырех  его марок: флотских мазутов Ф-5 и  Ф-12, которые по вязкости классифицируются как легкие топлива, топочных мазутов  марки 40 — как среднее и марки 100 — тяжелое топливо. Цифры указывают  ориентировочную вязкость соответствующих  марок мазутов при 50°С.    

Топочные мазуты марок 40 и 100 изготовляют из остатков переработки нефти. В мазут марки 40 для снижения температуры застывания до 10°С добавляют 8-15 % среднедистиллятных фракций, в мазут марки 100 дизельные фракции не добавляют. Флотские мазуты марок Ф-5 и Ф-12 предназначены для сжигания в судовых энергетических установках. По сравнению с топочными мазутами марок 40 и 100 они обладают лучшими характеристиками: меньшими вязкостью, содержанием механических примесей и воды, зольностью и более низкой температурой застывания.    

Флотский мазут  марки Ф-5 получают смешением продуктов  прямой перегонки нефти: в большинстве  случаев 60-70 % мазута прямогонного и 30-40 % дизельного топлива с добавлением депрессорной присадки. Допускается использовать в его составе до 22 % керосино-газойлевых фракций вторичных процессов, в том числе легкого газойля каталитического и термического крекинга. Флотский мазут марки Ф-12 вырабатывают в небольших количествах на установках прямой перегонки нефти. Основными отличиями мазута Ф-12 от Ф-5 являются более жесткие требования по содержанию серы (0,6 % против 2,0 %) и менее жесткие требования по вязкости при 50°С (12°ВУ против 5°ВУ).