Московский НПЗ

В середине 30-х годов ХХ века правительство  страны приняло решение построить  под Москвой нефтеперерабатывающий  завод для снабжения столицы  и области моторным топливом и  битумом. 

Работая безостановочно, Московский нефтеперерабатывающий  завод переработал около 400 миллионов  тонн нефти, постоянно поддерживая  обеспечение Москвы в интересах  его жителей.

Стратегической  линией его текущей деятельности и развития является интеграция с  промышленной и экологической политикой  правительства Москвы.

За 65 лет работы завод выпускал только неэтилированные  бензины, первым в стране освоил высокооктановый  бензин АИ-93 без свинцового антидетонатора.

Важное значение для охраны бассейна реки Москвы имело прекращение транспортировки нефти водным транспортом, а также ликвидация сброса очищенных сточных вод в водоем. Построен самый экологичный трубопроводный транспорт для нефти из отдаленных районов страны, а также и для бензина, авиакеросина, дизтоплива в Московские кольцевые продуктопроводы.

Впервые в  отечественной нефтепереработке на заводе сооружен комплекс по глубокой переработке нефти на базе комбинированной  установки каталитического крекинга. Это обеспечило Московскому региону  дополнительно более 1 млн.т в год высокооктанового бензина без привлечения сырьевых ресурсов, эквивалентных 10 миллионам тонн в год нефти. 

Возможно, формат этой картинки не поддерживается браузером. В постперестроечное время завод  выполнял решения правительства  России и Москвы по приоритетным программам промышленной политики.

Построено крупнотоннажное  производство нефтяного битума и  полностью ликвидирован его дефицит  в Московском регионе.

В октябре 1995 года завершена трехлетняя работа коллектива по выполнению распоряжения Правительства  России от 22.01.92 г. № 123р о реконструкции  производства полипропилена и вводе  мощности по этому продукту в объеме 100 тыс.тонн в год экологически чистого полимера.

С пуском нового комплекса выведены из эксплуатации 7 устаревших установок мощностью 10 тыс.тонн в год по полипропилену, которые не отвечали современным нормам технической и экологической безопасности. Техногенная нагрузка на природу при этом снизилась в 15 раз. Строительство выполнено за счет собственных средств завода, без целевого финансирования из бюджета или внебюджетных фондов.

С Московским НПЗ в значительной мере связана политика московского правительства по улучшению экологической обстановки в городе. В 1996 году завод переоснастил производство и наладил выпуск автобензинов и дизельного топлива с улучшенными экологическими свойствами, отвечающими требованиям на выбросы автотранспорта Евро-2. Для обеспечения сохранности качества и несмешиваемости с топливами иногородних поставщиков запущен автоматизированный автомобильный терминал. Построены также производства экологичных облагораживающих компонентов автобензина: кислородсодержащей добавки МТБЭ и олигомеризата.

Высокие темпы  строительства и модернизации производства, оснащение процессов современным  оборудованием и системами защиты позволили обновить основные фонды  и повысить техническую безопасность. В 1997 году введена быстродействующая  система аварийного освобождения аппаратуры - новая факельная установка, предусмотренная  федеральной целевой программой "Топливо и энергия". Факельная  установка по техногенному воздействию  отвечает европейским нормам.

В 1994-95 г.г. Московский НПЗ акционировался, в 1997 году принадлежащий  государству контрольный пакет  акций передан в собственность  города Москвы.

В мае 1997 года по решению общего собрания акционеров ОАО "Московский НПЗ" вошло в  состав Центральной топливной компании, учрежденной Правительством Москвы, в 2001 году перешло под управление МНК/ЦТК.

В 1998-2001 г.г. построены  сливная эстакада светлых нефтепродуктов, реагентная обработка оборотной воды, мембранное концентрирование водорода, производство упаковочной ткани и полипропиленовых мешков. Модернизировано оборудование и системы управления установок ЭЛОУ-АВТ-6 и Г-43-107. Введены в эксплуатацию жилой дом и новая котельная.

Накануне 65-летия, в 2002 году закончена очередная реконструкция  установки гидроочистки 24-5 и пущена установка этерификации легкого  крекинг-бензина метанолом, что создало предпосылки для новой ступени повышения экологических показателей моторных топлив.

Возможно, формат этой картинки не поддерживается браузером. По итогам 2002 года получено 942 млн.руб. балансовой прибыли, что на 26,4% больше, чем в предшествующем году. Увеличилась глубина переработки нефти и отбор светлых нефтепродуктов. Доля автобензинов с октановым числом 92 и 95 пунктов достигла 63% в общем объеме производства бензинов.

В январе-марте 2003 года выполнена технологическая  подготовка производства автомобильных  бензинов Премиум Евро-95 и Регуляр Евро-92, отвечающих требованиям на выбросы автотранспорта Евро-3.

В 2004 году завод  сохранил положительную динамику по основным показателям, определяющим эффективность  переработки нефти. ОАО «Московский НПЗ» способен производить до 80 % экологически чистого дизельного топлива с содержанием серы 0,035-0,05%, занимает лидирующие позиции среди поставщиков моторного топлива на рынок г. Москвы и московской области.

В 2004 году продолжалась разработка схем и выбор технологии по обеспечению производства автобензина по нормам ЕВРО-3 в части снижения содержания бензола. Разработана схема, выполнен проект и заказано оборудование по расширению узла ввода присадок для приготовления дизельного топлива, отвечающего требованиям ЕВРО-3.

Выполнены проектные  работы по комплексу мероприятий, направленных на модернизацию системы электроснабжения (модернизация ТП-1, ТП-2; реконструкция  РП-8). Выполнен ряд мероприятий по охране окружающей среды. Реализован крупный  проект по монтажу новой печи П-3 на вакуумном блоке установки  АВТ-3 взамен физически и морально-изношенной с автоматизированной системой управления, со снижением количества вредных выбросов и более высоким КПД. Выполнены мероприятия и этапы работ по повышению технического уровня продукции.

В 2004 году ОАО  «Московский НПЗ» переработал около 10 млн. тонн нефти, выручка за 2004 год  составила 4,6 млрд. руб., чистая прибыль 27,9 млн. руб.

Технические мероприятия, предусмотренные к  внедрению в 2005 году, направлены на улучшение качества и снижение себестоимости  товарной продукции, сохранение конкурентных позиций на рынке моторных топлив Московского региона, оптимизацию технологического и управленческого аспектов деятельности.

В 2005 году в  ОАО «Московский НПЗ» началась работа по внедрению международных систем менеджмента качества, экологии и охраны труда, установленных Международной организацией стандартов (ISO-International organization for standardization). Выполнен большой объем работ по замене физически изношенного и морально устаревшего оборудования (насосно-компрессорное, колонно-емкостное, резервуары). 
Во исполнение Постановления Правительства Москвы от 28.12.04 г. № 952 ПП о введении стандартов на бензины и дизельные топлива, реализуемые в г. Москве, соответствующие требованиям ЕВРО-3,   осуществлен подбор пакетов присадок, проведены испытания и оформлены допуски на производство. Проведена сертификация новых марок бензина и дизельного топлива .

С 1 января 2006 года ОАО «Московский НПЗ» наладил  производство высокооктановых бензинов в соответствии с экологическими требованиями Постановления Правительства  Москвы №952-ПП от 28.12.2004 г. «О стандартах на моторное топливо с улучшенными  экологическими характеристиками». Понимая значение завода в инфраструктуре столицы, в марте 2006 года Совет директоров завода принял решение о разработке обоснования инвестиций для реконструкции и модернизации Московского НПЗ на период с 2007по 2015 гг. Цель данного решения – разработка поэтапного перехода на производство моторного топлива с экологическими требованиями ЕВРО-4 и ЕВРО-5, а также перевода производств на соответствие современным мировым стандартам промышленной и экологической безопасности.

В 1 квартале 2007 года подготовлено и утверждено Советом директоров ОАО «Московский  НПЗ» техническое задание на разработку ТЭО на реконструкцию и модернизацию открытого акционерного общества «Московский нефтеперерабатывающий завод». Реконструкция и модернизация ОАО «Московский НПЗ» должна быть проведена в период 2007-2015 гг. В 2007 году заключен договор с ОАО «ВНИПИнефть» на разработку Обоснования инвестиций реконструкции и модернизации ОАО «Московский НПЗ», выполнена оценка технического состояния (технический аудит) завода, разработана Декларация о намерениях реконструкции и модернизации ОАО «Московский НПЗ», а также проведены депутатские слушания в Управе Капотни (мкр. Капотня) и получено одобрение концепции развития ОАО «Московский НПЗ» в рамках реконструкции и модернизации. 
 
В сентябре 2007 года компания Sibir Energy plc. стала   владельцем 100% акций компании ОАО «МНГК», которая владеет 38,42% от уставного капитала и 51,23% от голосующих акций ОАО «Московский НПЗ». 
 
В 2007 году ОАО «Московский НПЗ» перешел на двухгодичный цикл ремонтных пробегов технологических установок и согласно утвержденному плану в октябре 2007 года провел плановый ремонт малой цепочки установок: ЭЛОУ-2, АВТ-3, АТ-ВБ, Л-22/4, Л-35-11/300 и ЛЧ-24-5. В этом году были проведены мероприятия на большой битумной установке по обеспечению в зимних условиях   выпуска и отгрузки строительной и дорожной марок битума одновременно. Внедрена система вибродиагностики насосного оборудования установки каталитического крекинга Г-43-107. Смонтирована схема тонкой фильтрации растворов аминового абсорбента на установке по производству серы. Выполнена схема введения моющей присадки в автомобильные бензины в резервуары готовой продукции. 
 
С 1 декабря 2007 года ОАО «Московский НПЗ» в полном объеме перешел на выпуск автомобильных топлив соответствующих экологическим требованиям ЕВРО-3 с применением моющей присадки. Российский фонд защиты прав потребителей заслуженно наградил коллектив ОАО «Московский НПЗ» дипломом «За активное участие в формировании цивилизованного рынка в России».